" /> Обращение на "Вы" в русском языке | Scuola della lingua russa Leader

18
Апр

0

Как писать обращение на Вы: строчная или прописная

В русском языке полно загадок и глубины. Например, фраза «Да нет, наверное» для иностранца – просто необъяснима. Или ответ на вопрос «Ты куда идешь?» - «Сейчас вернусь». Он способен поставить в тупик многих людей, не знакомых с русской культурой. Что-то похожее действует и в отношении вежливого обращения. Команда learnrussian подготовила для своих студентов памятку о том, когда же в русском языке следует писать Вы с прописной (большой) буквы, а когда – нет.

Вы – это местоимение. Оно пишется с большой буквы, когда имеет форму вежливого обращения к одному человеку (впрочем, это может быть и неодушевленный предмет). Если автор обращается к нескольким лицам, либо к неопределенному кругу лиц, то следует писать маленькую букву «в». Это основное правило по этой теме. Однако в нем есть особенности.

Когда автор текста пишет, обращаясь к кому-то, «Вы» - это означает, что он уважительно относится к адресату. Или – что того требует официальная форма письма. Однако окончательное решение принимает сам автор. Он вполне может, обращаясь к одному лицу, написать «вы». Все зависит от личных взаимоотношений пишущих.

В интервью в СМИ обычно используют «Вы» с прописной буквы. Однако эта тенденция имеет место в небольших по тиражу и объему изданиях. К тому же такого правила не существует. К судье в судах в письменном виде обычно также обращаются на «Вы»: «Ваша честь». Обращение на «вы» с маленькой буквы недопустимо.

На этом правила, регламентирующие употребление «Вы» с большой буквы, заканчиваются. Во всех других случаях «вы» пишется с маленькой буквы.

Неоднозначно решается вопрос о написании прописной или строчной буквы в анкетах, где адресат – неконкретное лицо и отношение пишущего к адресату не имеет значения. По новым (изданным после 2000 года) справочникам рекомендуется строчная буква («Где вы проживали раньше?»); по изданиям предыдущих лет – прописная («Каков Ваш доход?»).

В рекламных, так же, как и в остальных видах текста, «вы» пишется с маленькой буквы. Ситуацию употребления местоимения «вы» в рекламном тексте можно соотнести с подобной ситуацией в текстах Интернета. В этом случае рекомендуется писать местоимение "вы" с маленькой буквы, потому что ни одно из правил, предписывающих написание с большой буквы, здесь не подходит.

Удивительно, но в русском языке есть случаи, когда местоимение «ты» употребляется и с большой буквы. Это относится к религиозным текстам. В частности, к обращению к Господу Богу. Например, «Да будет воля Твоя, Да придет Царствие Твое…»

Кстати, в дореволюционной орфографии «вы» писалось с маленькой буквы. Иностранные языки (английский, французский, например) также не подают никакого примера замены первой буквы аналогичного местоимения на заглавную, при этом вряд ли кому придёт в голову упрекать их правила правописания в несоответствии этикету.

Таким образом, в большинстве случаев стоит все-таки писать «вы» с маленькой буквы.

Это далеко не все загадки русского языка. Хотите узнать больше? Мы вам поможем. Записывайтесь на курсы русского как иностранного в школу learnrussian. Расширяйте свои горизонты знаний.

No Comments

Reply

ru_RURussian